Китайское реле зарядки на
Хонде, или как
сэкономить денег
Всё началось с того, что я взял
себе мотоцикл Honda CBR
929RR. Стоил он недорого
из-за проблемы с зарядкой. Как мне сказали при покупке, - там был неисправен
генератор. Но, как показало вскрытие, - его там попросту не было. Не беда, –
я заказал себе оригинальный генератор,
получил, поставил и... столкнулся с вопросом: как его подключать?
Генератор трёхфазный, и от него соответственно отходит 3 провода (жёлтых), а на
реле зарядки (лично у меня) были жёлтый, красный и зелёно-красный на одной
косичке и ещё какие-то три на другой. Думаю, – ладно… Нашёл электрическую схему
мотоцикла. Там всё элементарно: с генератора к реле идут три жёлтых, выходят из
реле к проводке красный и зелёный! Но стоп, - у меня-то не так!.. Начинаю
копать дальше. Оказывается, что реле у меня ни капельки не оригинальное, и на
нём 7 проводов. А дальше умельцами примотаны к ним самопальные косички из
проводов. Причём что и куда должно подключаться – абсолютно непонятно!
Разматываю, под изоляцией оказывается, что у реле есть три жёлтые провода! (уже
что-то) и ещё 4 (красный, чёрный, зелёный и белый). Ну, если с жёлтыми всё
более-менее понятно (три жёлтых с генератора выход и вход в реле), то с
остальными ничего не ясно. Начал поиски в проводке – нашёл, куда должно это
реле подключаться. Там всё в порядке – два зелёных, два красных.
Обмозговал. Решил действовать
методом научного тыка. Подключил реле к генератору. Завёл (слава богу система
мотоцикла позволяет ему работать без генератора, только на одном аккумуляторе)
Начал мерить мультиметром, что у меня на остальных четырёх проводах. Оказалось,
что красный и белый имеют положительный потенциал, а зелёный и чёрный
отрицательный. Ну, думаю, в проводке у меня тоже четыре провода (зелёные –
масса, красные – плюс) надо всё подключить соответственно. Подключаю. Замеряю
напряжение на клеммах аккума – 13-14 вольт! Отлично! Заработало! Даю
поработать, подгазовываю... и тут – бац, из реле дым пошёл… мот глохнет,
электроника тухнет. Что такое? Реле поплавилось и основной предохранитель
сгорел. Спрашивается, что не так-то??? Всё ж вроде работало! Звоню людям,
которые разбираются, - те говорят, что реле у меня было китайское, и чтобы не
морочить себе голову, следует купить оригинальное!
Узнаю про оригинальное. Ну,
во-первых, на разборках цены за него ломят не меньше 100 у.е., а если
заказывать его новое, оно якобы будет стоить 50-60 у.е., но доставка займёт
месяц или больше. При этом на прилавке, в магазине лежит копия моего, сгоревшего.
Спрашиваю, – что это и почём??? Оказалось, китайское реле зарядки на 150
кубовые скутера, цена вопроса – 110 гр.
Убитый горем, что стоит мотоцикл,
а покататься на нём толком нельзя, покупаю ещё раз такое же китайское реле.
Подключаю. В этот раз оставляю всего два провода (не помню точно, кажется
чёрный и белый). Три минуты работы, и результат тот же самый (Реле просто
взрывается!).
Не знаю, что и делать. Ждать оригинал?
Долго… Кататься хочется уже прям щас! По счастливой случайности встречаю одного
человека, который имел дело с китайской техникой. «Та подключи просто зелёный
на массу, а красный на плюс, - сказал он, - и всё у тебя будет работать».
Счастливый, иду ещё раз покупать то же самое. Возвращаюсь в гараж – ставлю,
подключаю, завожу. Работает, и даже не греется. НО! Напряжение на клеммах
скачет, в зависимости от оборотов двигателя, и оно никак не хочет опускаться
ниже 16 вольт! Ну, думаю, может это у меня китайский мультиметр (так как были
на него претензии с моей стороны), и это нормально.
Счастливый, катаюсь какое-то
время. Забыл добавить, что аккум перед этим я брал новый. И тут как-то меня
попросили одолжить на пару минут мой аккум (завести другой байк). Снимаю
сиденье, а там... Пробки отсеков с электролитом вскрыты, аккум горячий,
электролита нет (выкипел)! Очевидные признаки перезарядки. При этом он ощутимо
потерял свою ёмкость. С этим надо было что-то срочно делать. Новый аккум – это
не такая большая проблема, по сравнению, допустим, со сгоревшими мозгами…
Начал опять рыскать по всему Интернету.
Никто толком не может ничего сказать по этому поводу. Только инструкции, как
сделать реле самому... уже даже начал об этом задумываться. Как вдруг мне
попалась на глаза схема проводки какого-то китайского мотоцикла с таким же реле
зарядки! И, - О, Чудо! - Там было по цветам показано, что
куда подключать! Оказывается, что белый провод там вообще не нужен. Красный
действительно плюс, а зелёный – масса! Но вот, оказалось, что чёрный провод – это
и есть провод ограничителя напряжения, так называемый регулятор! Т.е. в
оригинальном реле это всё объединено внутри коробочки (для удобства конечного
пользователя), а в китайском – это всё отдельно. Подключаю: красный к красному,
зелёный к зелёному, а чёрный кидаю напрямик к аккумулятору. Всё замечательно
работает!
Езжу так уже несколько месяцев. Китайское
реле, вопреки мнению, что и месяца не проживёт, живо по сей день. Так что, если
делать всё грамотно и с умом – можно обойтись и без лишних затрат и ожидания!
|