Не думаю, что этот раздел дневника ожидают частые обновления, так как среди всей лавины мировой кинопродукции на самом деле впечатляющих фильмов не так уж много. Возможно, я слишком привередлива. Что ж, как говорится, о вкусах не спорят.
А на мой вкус, фильм, как и книга, должен чем-то удивить, чем-то тронуть душу, запасть в память и остаться в ней если не навсегда, то как минимум надолго.
Основную массу фильмов на сегодня производит, конечно, Голливуд. Я не согласна с теми, кто громко заявляет, что американские фильмы - сплошная чушь. Следует просто учитывать, что как и в литературе, и в живописи, и в любом другом виде искусства просто не может быть сплошной гениальности. Шедевры тем и ценны, что их - единицы, как в массе, так и во времени. И, не будь этой огромной массы "чуши", из неё не всплыли бы на поверхность и шедевры, - по аналогии с добычей горстки золотого песка из массы пустой породы...
Интенсифицировалось в последнее время и отечественное кинопроизводство. Но тут довольно немного лент, действительно обращающих на себя внимание. И дело даже не в скудости бюджета при съёмках, - об этом много сказано и написано. А дело, видимо, в той зыбкой морально-нравственной атмосфере времени, в которое мы живём.
Мы ушли от идей и лозунгов социализма, на радостях затоптав ногами даже то хорошее, что присутствовало в устоях прежнего общества. А, лишившись этого хорошего, растерянно озираемся в поисках замены: западные ценности нам явно не подходят, а создать вновь что-то своё... На это, вероятно, нужны десятилетия.
В стране Советов идеологическая отрасль была поставлена на широкую ногу; она не отставала от развития материальной базы, а пожалуй, опережала её: были свои, "карманные" песенники, поэты, киношники, массовики и т.д., задачей которых было формирование утвержденного "сверху" набора социалистических ценностей в общественном сознании. И пусть "идейные" фильмы и книги вызывали тошноту, зато если прорывал заслон цензуры какой-то из так называемых "полочных" фильмов, противореча потоку тупой пропаганды и обнажая социалистические реалии, - это каждый раз был если не шедевр, то, как минимум, - значительное событие в культурной жизни всей страны. Это и комедии Л.Гайдая, и Рязановские фильмы, и "Место встречи...", и "Покровские ворота", и "Москва слезам не верит", и "Маленькая Вера", и "Интердевочка", и многие другие.
Сейчас же, во времена свободного творчества, не ощущается какого-либо одного или пусть нескольких, но четких направлений в идеологии жителей постсоветского пространства. Христианство? - Да, присутствует, но как-то без особого влияния. Национальное сознание? - тоже как бы есть проявления, но без какой-либо динамики. Многочисленные партии, живо возникшие немедленно после объявления многопартийности, больше напоминают клубы по интересам, чем серьёзные идеологические структуры. Что ещё?... Да вот вроде бы и всё.
Вывод из всего сказанного: основой творчества должна служить идея. Нечего и удивляться, что в обществе без идеологии столь вяло протекают творческие процессы. "Бандитские Петербурги" с "разбитыми фонарями", "менты" и "дембеля" - вот наша культурная продукция на сегодня. "Наша свобода - бардак. Наша мечта - порядок в бардаке", - М.М.Жванецкий. Или вот ещё, его же : "Надо привыкать к новому ТВ, где не поощряется показ лета, и фонтанов, и смеющихся людей. Это, оказывается, не любят сами люди, и по их просьбам идут ливни, обвалы, пожары и катастрофы. Это интереснее, особенно по дороге в психбольницу".
Хочется надеяться, что постепенно всё образуется само. Вернутся на свои места основные несущие опоры русской культуры; появятся и генетически закрепятся новые здоровые элементы в духовной сущности славянского социума. Главное - не мешать...